По агрегированным оценкам туроператоров, на волне пандемии и общего тренда на оздоровление и ЗОЖ россияне стали чаще бронировать поездки в санатории в сравнении с допандемийным 2019 годом и 2020 годом: в зависимости от региона продажи выросли от 10 до 20%.
Директор по внутреннему рынку туроператора Coral Travel Алена Громова обращает внимание, что в этом году россияне охотно едут в здравницы не только в высоком осеннем сезоне, как это было раньше, но и летом, когда обычно в приоритете пляжный отдых.
С этим согласны и в Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ): по данным ее аналитиков, начиная с апреля, спрос на санаторные услуги интенсивно восстанавливается, оставаясь высоким на протяжении всего летнего сезона-2021. Тем не менее, как полагают в АОТ, общее количество курортников по итогам 2021 года окажется примерно на 10% ниже, чем было в 2019 году.
В ТОП регионов, здравницы которых чаще всего выбирают наши соотечественники, в 2021 году входят Кавминводы, Кубань, Крым, Алтайский край (Белокуриха) и Калининградская область. По оценкам АОТ, следом за ними с отрывом и примерно в равных долях идут Башкортостан, Московская область и Татарстан.
По оценкам экспертов туроператоров «Интурист» и TUI Россия, лидером санаторных продаж в Краснодарском крае остается Сочи.
Однако в этом году, по информации «Интуриста», количество броней в санатории Сочи по сравнению с 2019 годом упало на 16%, а по сравнению с 2020 годом – почти в 2 раза. Причина – антиковидные требования по заселению в кубанские здравницы.
«Помимо сертификата о вакцинации, тестов ПЦР, взрослым и детям необходимо предоставить справку об эпидокружении. В этом случае удобнее приобрести оздоровительную путевку без лечения в отель или пансионат Сочи, а на санаторный отдых отправиться в другой регион», – резюмируют в «Интуристе».
В «Интуристе» обозначили и интересный тренд спроса по Калининградской области. Чаще всего калининградские санатории запрашивают без лечения, только как вариант проживания на побережье, как в отелях.
«Основная масса желающих отдохнуть на Балтийском море – это люди, по состоянию здоровья не имеющие возможности поехать на морские курорты с более жарким климатом», – пояснили в «Интуристе».
Глобально предпочтения россиян по санаторному отдыху в сравнении с 2019 года не изменились: продолжительность поездки составляет 10-12 дней. Но новые тренды все же есть.
Так, по словам коммерческого директора туроператора АЛЕАН Оксаны Булах, все чаще в санаторий едут в формате тура выходного дня, нередко всей семьей, выбирая не классические лечебные программы, а процедуры, связанные с релаксом, детоксом и общим восстановлением.
Как добавляет Алена Громова, как правило, туры выходного дня в санаториях востребованы в домашнем или близлежащем регионе.
«При дальних перелетах из Москвы и других регионов это не практикуется», – подчеркивает она.
Рассказали участники рынка о спросе на программы постковидной реабилитации, которые появились у санаторных учреждений. По общему мнению туроператоров, такой продукт оказался не очень востребованным.
«Спрос на программы постковидной реабилитации небольшой, в приоритете у туристов проверенные классические специализированные программы, по которым направляют на необходимое именно при их заболеваниях лечение», – отмечают в TUI.
«Да, постковидная реабилитация не стала поводом для поездки в санаторий. Скорее, такую программу могут взять уже на месте, как дополнение к традиционным лечебным курсам», – подтверждает Оксана Булах мз АЛЕАН.
По оценкам АОТ, программы реабилитации после перенесенного COVID-19 предлагают до 20% от всего количества санаториев. «Но реальный спрос на такие программы низкий: по нашим подсчетам – всего 1-2% от общего объема рынка», – сообщили в АОТ.
Туроператоры единодушны во мнении, что одним из стимулов роста спроса на санаторные услуги этим летом стал туристический кешбэк. В TUI приводят следующую статистику: до 13% продаж санаторного продукта составляли именно туры с кешбэком. У «Интуриста» по санаториям этот процент еще выше: 30%.
«Если на первых этапах кешбэка доля таких продаж не превышала 3-5%, то этим летом она доходила до 25%», – отметили в Ассоциации.
В целом более высокая доля туров с кешбэком именно в продажах санаторного турпродукта выглядит логично: у пенсионеров гарантированно есть карта «Мир», на которую они получают выплаты и которая нужна для приобретения путевки с кешбэком.
В АОТ считают, что размер кешбэка за санаторный отдых в низкий сезон можно было стимулировать повышенным процентом возврата по сравнению с другими типами туров.
Эксперты туристического рынка рассказали, как изменились цены на санаторный отдых в сравнении с допандемийным 2019 годом. По оценкам туроператоров, в зависимости от региона, здравницы подняли цены от 10-15 до 30-40%.
По информации «Интуриста», больше всего подорожали санатории Сочи: на пике сезона-2021 до 40%. Однако сейчас они взяли курс на снижение цен, и, как полагают в «Интуристе», по итогам года суммарный рост цен будет не таким существенным.
По данным Coral Travel и TUI Россия, цены в большинстве санаториев выросли на 10-15%. По информации Алены Громовой, сутки с лечением + полный пансион в санатории высокого сегмента обойдется в 6000-6500 р. на человека, в среднем сегменте – 5000-5500 р. с человека, в эконом-сегменте – 3000 р. на человека.
В TUI Россия приводят такой порядок цен в санаториях Кавминвод. Сутки в санатории Им. Георгия Димитрова 2* (Кисловодск) обойдутся в 3541 р. на человека; в санатории «Долина Нарзанов» Железноводск) в 4888 р. на человека, в санатории «Плаза» 4* (Кисловодск) 9234 р. за номер.
В «Интуристе» сообщили о ценах в санаториях Сочи. В бюджетном сегменте – от 2900 р. на человека в сутки, в среднем – от 4300 р. летом и до 2300 р. зимой (санаторий «Магадан» 3*), в более высоком (4*) – от 7900 р. летом, до 5000 р. зимой (санаторий Золотой колос 4*).
Оригинал на сайте.